В последнее время для описания процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах часто используется термин «инклюзивное» (включенное) образование.
Следует отметить, что в развитых странах этот термин не только известен, но, и закреплен законодательно, а само инклюзивное образование поддерживается многими международными организациями (например, ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ). ЮНЕСКО определяет инклюзию как «процесс обращения и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся через увеличение участия в обучении, культурах и сообществах и сокращении отказа от поступления в школы и исключении из них» [1, с.47]. Подлинная инклюзия — это равноправное и открытое участие всех людей в учебном процессе, исключающее любую дискриминацию, основанное на равном отношении ко всем людям, при этом создающее особые условия для детей, имеющих специальные образовательные потребности.
К сожалению, в России понятия "инклюзия" и "инклюзивное образование" пока еще мало знакомы общественности, однако в настоящее время о них начинают говорить во многих российских городах.
Современные исследователи (Н.В. Амензис, Л.В. Кузнецова, Н.Н. Малофеев, Л.И. Переслени, Т.Н. Прилепская, Н.Д. Шматко и другие) рассматривают и разрабатывают отдельные аспекты инклюзивного образования [2, с.117, 3, с.67].
Существуют различные модели интеграции. Первая, более распространенная в России, предполагает обучение детей с нарушениями развития в коррекционных классах при общеобразовательных учреждениях. Другим вариантом интегрированного образования является обучение детей с особыми образовательными потребностями в одном классе с детьми, не имеющими нарушений здоровья и развития. И здесь одним из важнейших условий успешного интегрированного обучения ребенка с особыми образовательными потребностями является обеспечение его сопровождения в образовательном процессе. В большинстве случаев функции сопровождения возложены на психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (далее - консилиум). Консилиум участвует в разработке индивидуальных образовательных программ, отслеживает динамику развития ребенка, оценивает успешность ребенка с особыми образовательными потребностями в освоении программ и в случае необходимости вносит необходимые коррективы.
Внедрение в педагогическую практику интегрированного обучения создаёт ряд трудностей для педагогов массовой школы.
● Разнородность учеников в одном классе увеличивается. Не все ученики в одно и то же время могут достигать одних и тех же образовательных целей в опоре на одну и ту же методику обучения. Требуется продуманный дифференцированный подход к обучению на многих уровнях (цели обучения, методы обучения, технические средства, система оценок и т. д.). Объем самостоятельной работы учеников — либо индивидуальной, либо в парах или группах — увеличивается. Фронтальное обучение отступает на второй план.
● Ученики с проблемами в развитии должны (частично) учиться по индивидуальному плану, который ориентируется как на индивидуальные возможности и потребности ребенка, так и на учебные программы (программы массовой школы или программы специального образования для детей с умственными отклонениями). Основой составления плана
является, кроме всего прочего, тщательное наблюдение ребенка со стороны педагогов.
В настоящее время на Западе достаточно широко используется Дальтон-план. Этот метод, активно применявшийся в России в 1920-е гг., к сожалению, современным отечественным образованием забыт. Причиной тому, видимо, послужило использование данной технологии Н.И. Бухариным в процессе партучёбы. После расстрела Бухарина на Дальтон-план был наложен запрет.
Однако основной принцип Дальтон-плана – сочетание свободы и ответственности ученика в процессе обучения – как нельзя лучше соответствует современным требованиям гуманизации образования. В чём заключается основная идея Дальтон-плана? В соответствии с данной технологией каждый ученик планирует своё время для усвоения определённой темы, заключая с педагогом контракт на определённый срок (например, на месяц). Таким образом, педагог вместе с каждым учеником, имеющим особые образовательные потребности, отслеживает его продвижение в соответствии с индивидуальным планом.
Как организовать работу по Дальтон-плану:
1. У каждого ученика имеется индивидуальный график-таблица, в которой в соответствии с контрактом перечислены индивидуальные задания на определённый срок. Ученики напротив каждого задания сами проставляют приблизительное время, за которое они должны с ним справиться. Третья колонка такого графика предназначена для отметки о выполнении задания и реально затраченном времени. Среди заданий помимо программного материала по предмету, содержатся задания, направленные на развитие общеучебных навыков. Перед составлением собственного плана ученик вместе с педагогом в процессе индивидуальной беседы анализирует собственные проблемы. Педагог предлагает варианты работы по преодолению трудностей, а школьник самостоятельно распределяет эту работу во времени.
2. На каждом уроке педагог выделяет время для работы по Дальтон-плану, снабжает учащихся материалами (карточками с заданиями, текстами, тестами и пр.) и при необходимости оказывает помощь.
3. По окончании работы по индивидуальным планам ученики делают отметки о выполнении и затраченном времени в соответствующей колонке своего графика.
Образец индивидуального графика учащегося на месяц
(работа по Дальтон-плану)
Фамилии и имя ученика _______ Класс_____ Логопед _______
Задание
|
Необходимые материалы
|
Планируемое время выполнения, дата
|
Отметка о выполнении, дата
|
Обведи красным карандашом букву П в словах из текста
|
Карточки с текстом
|
|
|
Составь схему слов. Напиши транскрипцию. Вставь пропущенную букву.
|
Карточки со словами
|
|
|
Составь режим учебного дня
|
Алгоритм по составлению режима дня
|
|
|
Подбери слова
|
Карточки с заданием: подобрать по четыре слова с буквами П и Т (в середине, в начале и в конце слова)
|
|
|
Обведи зелёным карандашом букву Т в словах из текста
|
Карточки с текстом
|
|
|
Составь предложение
|
Карточка с заданием: составить предложение, где каждое слово начиналось бы с буквы П или с буквы Т
|
|
|
Вставь пропущенные буквы в тексте
|
Перфокарты
|
|
|
Найди ошибку в тексте
|
Карточки с текстом
|
|
|
Составь режим выходного дня
|
Алгоритм по составлению режима дня
|
|
|
Таким образом, организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе является непростой педагогической задачей, и её успешное решение требует разработки и внедрения разнообразных методов, форм и средств индивидуализации учебного процесса.
|